пятница, 26 февраля 2021 г.

Что такое Stem-образование?

В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: 

S — science ( естественные науки)

T — technology (технология)

E — engineering (инженерное искусство)

M — mathematics (математика)

Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов.Основной проблемой 21 века является недостаточно высокое качество образования в сфере точных наук и слабая материально-техническая база. Однако на государственном уровне делаются попытки повысить уровень образования для получения высококвалифицированных специалистов из самых разных направлений области высших технологий. Благодаря этому, STEM-образование становится одним из самых приоритетных. Планируется, что за счет этого можно решить проблему, связанную с нехваткой научно-инженерных кадров.

STEM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные интересы у детей к различным видам работы. Ценность таких программ заключается в возможности применения и как во внеурочной работе, так и в рамках основной образовательной программы.

Преимущества  STEM- образования:

- заинтересовать дисциплинами технического характера;
- умение решать нестандартные задачи с использованием опытов и экспериментов;
- активация навыков общения.

Такой подход позволяет соединить образовательный процесс с самоопределением и карьерным ростом в будущем.

Некоторые родители не понимают, зачем внедрять STEM-образование в ДОО. Многие отечественные и зарубежные психологи отмечают, что лучшим периодом для развития интеллектуальных способностей является возраст от трех до 12 лет. У дошкольников под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной работы быстрее сформируется познавательная функция психики. Это позволит детям быстрее проходить обучение в будущем. Благодаря STEM-образованию дети смогут понять логику и взаимосвязь происходящих явлений, увидеть и изучить мир как систему, сформировать навыки командной работы и умения выходить из критических ситуаций. Проект предполагает развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов через включение в научно-техническое творчество.                                                                                                                       
Для успешной реализации проекта разработана парциальная модульная программа «STEM-образование детей дошкольного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.), которая может стать частью основной образовательной программы ДОУ или использоваться 
помодульно при организации занятий по дополнительному образованию.

Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.                                                                                    

ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ:

1.Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»:               
-  экспериментирование с предметами окружающего мира;                                          
- освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;                                                                
-  освоение пространственных отношений;                                                                 
-  конструирование в различных ракурсах и проекциях. 


2.«LEGO - конструирование»:                                                                                         
- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; 
- свободное владение родным языком;
- умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.


3. Образовательный модуль «Математическое развитие»:
-комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.



4. Образовательный модуль «Робототехника»:                                                               
- развитие логики и алгоритмического мышления;                                                              
- формирование основ программирования;                                                                            
- развитие способностей к планированию, моделированию;                                                
- обработка информации;                                                                                        
- развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.




5. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»:              -формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;                                                                 
- осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;                          - формирование экологического сознания. 



6.Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»:                                             
- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; 
- освоение медийных технологий;                                                              
- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества. 


Спасибо за внимание!



1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Елена Вячеславовна! Очень важная и интересная тема! Деток очень интересует всё новое. А если это изучают в игровой форме, то им вдвойне интереснее!

    ОтветитьУдалить