воскресенье, 8 ноября 2020 г.

Международный День пианиста

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога!  Ежегодно 8 ноября во многих странах мира пианисты и ценители фортепианной музыки отмечают замечательный праздник - День Пианиста. Вы можете удивиться, зачем я пишу пост об этом празднике. Но я считаю его и своим праздником.  Ведь многие годы моей жизни были связаны с фортепианной музыкой. Это и свое собственное обучение и обучение детей игре на фортепиано.

Праздник не имеет официальных статусов, однако, благодаря интернету и музыкальным сообществам становится всё более известным. Постепенно складывается традиция организации концертов, приуроченных ко Дню пианиста, которые проводятся в России, Белоруссии, Украине, Израиле, Китае и Австрии. 

Этот праздник посвящен пианистам и их достижениям. В этот день речь идет об эмоциях, которые пианисты дарят своей игрой. Ведь под эту музыку мы можем испытать такой спектр разных и таких прекрасных эмоций!

Число стран, отмечающих этот праздник, неизменно растёт. Так или иначе, но 8 ноября постепенно превращается в настоящий профессиональный праздник международного уровня, отмечать который могут не только пианисты, но и поклонники фортепианной музыки, студенты музыкальных учебных заведений по классу фортепиано, преподаватели и даже мастера, создающие этот уникальный музыкальный инструмент.

И в этот праздничный, музыкальный день хотела бы поговорить с вами о том, нужно ли учить детей музыке. Многие родители уверены, что музыкой стоит заниматься только в том случае, если есть мечты вырастить профессионального музыканта. «Зачем учить детей музыке?» - самый распространенный вопрос,  который задают себе родители, но никогда  не сомневаются в том, что ребенка надо научить читать, писать и считать. Хочется напомнить, что  именно с древних времен известны человечеству три знака – буква, цифра, нота! В интернете есть множество статей на тему: "Почему не стоит учить ребенка музыке?", "Нужно ли мучить ребенка?". Совсем недавно прочитала такой перл: "Музыкальные школы измываются над детьми классической музыкой"!!! 

В противовес этим мнениям хочу привести статью известного музыковеда, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных Дины Константиновны Кирнарской 
                       "10 причин отдать ребёнка в музыкальную школу"
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и т.д… Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить детей музыке, и эти причины должны знать современные родители:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Музыка – это воспитание характера без риска травмы.

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак и Толстой, Руссо и Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта бизнесмена, для которого едва ли не главное – находить общий язык с людьми.

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребёнку-музыканту будет легче бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. Музыка – лучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Автор: Дина Константиновна КИРНАРСКАЯ – музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век».
Источник: artmoskovia.ru





Приятного прослушивания! Благодарю за внимание!


10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Вячеславовна!
    Пользуясь случаем, хочу поздравить музыкального руководителя вашего детского сада Друзина Вячеслава Валерьевича с профессиональным праздником, а также всех, кто увлекается фортепианной музыкой.
    Спасибо за интересный и познавательный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо! Обязательно передам поздравления Вячеславу Валерьевичу.

      Удалить
    2. Елена Вячеславовна, только сейчас заметила, что я ВАС не поздравила! Примите мои искренние поздравления и пожелания, чтобы черно-белые клавиши всегда были послушны пальцам.

      Удалить
    3. Спасибо, Ирина Валерьевна! Мне очень приятно!

      Удалить
  2. Елена Вячеславовна, поздравляю вас с профессиональным праздником! Музыка для ребенка важна так же как и физическое развитие. Если бы в дс ввели индивидуальные занятия на фортепиано, многие ходили бы с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья Борисовна! Более того, музыка, музыкальное воспитание способствует физическому развитию. Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Занятия ритмикой улучшают осанку ребенка, координацию. Игра на музыкальных инструментах способствует выработке чувства ритма,сплачивает детей, учит сопереживанию.

      Удалить
  3. Здравствуйте! Очень интересная статья. Музыка очень важная часть нашей жизни! А для детей особенно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Вы правы, музыка - важная часть жизни. Она сопровождает нас всегда и везде: в детских садах и ш колах, на спортивных соревнованиях, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир.

      Удалить
  4. Добрый день, Елена Вячеславовна. Несомненно, музыка на фортепиано приносит только пользу, особенно детям. Когда-то я и сама занималась в музыкальной школе и мне очень нравилось)) Спасибо за познавательную статью!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Юлия Васильевна! Как это здорово, что Вы тоже занимались в музыкальной школе! Не забывайте навыки и умения, которые Вы приобрели. И пусть музыка приносит радость!

    ОтветитьУдалить